Часто заказчики на этапе оценки стоимости и сроков работ интересуются — «а сколько вы вариантов дизайна нам предоставите?». Причем это касается как сайтов, так и фирменного стиля. Конечно, можно было бы ответить — мы предоставим
Еще важный момент — часто один продуманный макет по стоимости равен нескольким «на выбор». Трудозатраты по времени в обоих случаях бывают одинаковы или отличаются незначительно.
Мнение заказчика — по одной и той же цене я получу больше и смогу выбрать.
Вследствие всего этого клиенты часто уходят в другие студии, где им нарисуют и пробный макет, и еще 2 в придачу — чтобы была свобода выбора. Но какие это макеты? Что это значит — несколько разных макетов за определенную сумму, а остальные за дополнительные деньги? Что понимать под «разными» макетами?
Но в этом-то подвох и состоит. Пространное словосочетание «разные макеты» дает разработчику огромную свободу действий — предоставить несколько макетов, отличающихся расположением логотипа, шрифтами и клипартной картинкой. А заказчику, поздно осознавшему положение дел, но уже отдавшему деньги за свою «гору» макетов, приходиться выбирать меньшее из зол — наиболее хороший макет. А сделать другое — принципиально другое — стоит денег, причем, скорее всего, ровно в 2 раза превышающих уже отданные. Потому он соглашается на то, что есть. Разочаровывается в сайте уже заранее и старается не думать о потраченных зря деньгах.
Еще вариант. Студия рисует неплохо, с качеством средним. Макеты получаются чистенькими, аккуратными. Или, предположим, в студии несколько дизайнеров и каждый при этом на основании концепции, разработанной менеджером (или вместе с менеджером) рисуют по одному макету. Они получаются разными — все-таки люди разные, потому и их видение одних и тех же вещей может быть разным. В итоге студия предоставляет заказчику несколько разных вариантов. От такой возможности выбора у заказчика разбегаются глаза и вместо того, чтобы выбрать один из вариантов и приступить к этапу программирования — заказчик просит доработать то один, то другой вариант. После этого ему не нравится уже ничего, он расстраивается и просит нарисовать ему еще и еще. И так до бесконечности. Обычно потом студия устает от бесконечности процесса, говорит заказчику, что следующие доработки за доп.деньги. И ему приходится принимать какой-либо макет, который, возможно, ему и не нравится совсем.
Вот такие вот бывают стороны этой широкой возможности выбора.
Затем, после всех мытарств первого и второго случаев, заказчик какое-то время живет с тем, что ему нарисовали, потом все-таки переделывает у другой студии и добивается идеального для него результата. А бывает, что нужно пройти не одну студию, чтобы добиться этого самого идеального результата. И при этом приходиться переплачивать за принятое ранее решение в пользу иллюзорной возможности выбора.
Потому необходимо четко проектировать сайт до того, как рисуется макет. Рисовать макет не по пространному тз — «чтобы было красиво, формировало положительный имидж... и т.д.», а уже по четко сконструированным схемам, хотя бы в ворде. Схемы страниц и концепция сайта лучше бы разрабатывалась менеджером совместно с дизайнером, один точно знает потребности заказчика, второй знает как их выгодно и «вкусно» подать визуально. Желательно все скетчи, промежуточные идеи и конечно основную окончательную схему-проект сайта утверждать у заказчика. И после этого, имея четкий проект — нарисовать один, но нормальный и, главное, нужный заказчику вариант сайта, который потом принесет ему клиентов и прибыль. После которого он скажет Вам — «спасибо». Иначе, за возможность широкого выбора «скупой» всегда будет «платит дважды».
Нина Калаус, студия «Магвай». Опубликовано с разрешения автора.