В нашей компании мы реализовали систему сдержек и противовесов:
— клиенту начисляются виртуальные баллы лояльности – в % от оплаченных вовремя счетов. Это помогает и с дебиторкой, и с определением – что готовы сделать для клиента и в каком объеме бесплатно (в счет баллов по сути)
— для клиентов есть скоринг, часть которого сразу видна в коммерческом предложении. Например, мы указываем цены при 50/100% предоплате, при пост-оплате – будет дороже. Или ведение проекта в нашем трекере: в случае с трекером клиента нужно дублировать информацию, это дополнительные траты (НЕ за наш счет).
— некоторые моменты в договоре четко определяют границы работ: например, в рамках контракта мы делаем до трех итераций каждого прототипа, макета или иной сущности. За четвертый и последующий выставляем счета. Причем эти правила пишем сразу, а не по ходу дела.
Делимся в комментариях: что в вашем скоринге/условиях есть на тему изменения условий для клиентов?